Неопубликованные статьи


                        Батыр Нияз из рода Сайдалы –
                                                                     Великий сын казахского народа,
                                                                 Алтайской ветви – племени Аргын,
                                                                    Вся жизнь его – творенье и свобода…
                                                                                                                 В. Правдин

Этот год подарил нам много юбилейных дат: год Ассамблеи народа Казахстана, 70-летие Великой Победы, 20-летие Конституции Республики Казахстан, 100-летие Ильяса Есенберлина, 550-летие образования казахского ханства.
Как сказал наш юбиляр - один из немногих наших писателей, который показал становление казахской государственности, в частности, в своей трилогии «Кочевники»: «С чего же начинается народ, как с не умения разбираться в своем прошлом и уважать его?»
Наша роль, состоящая в освещении истории через призму литературы, значима. Об этом мы должны говорить и пропагандировать.
Становление казахской государственности (ханства) было непростым. Это победоносный результат многовековой борьбы казахского народа, в которой были и радость победы, и горечь поражения, бывали периоды, когда казахская нация стояла на грани исчезновения.
В те исторически судьбоносные периоды беспримерные подвиги отважных родовых батыров сыграли решающую роль в сплочении силы и духа народа в борьбе с многочисленными врагами, претендующими на бескрайние просторы Казахстана.
 Вот почему их имена негасимым лучом светятся в памяти народа, а героические подвиги, совершенные ими во имя свободы и независимости Родины, передаются из уст в уста как эстафета-завещание одного поколения другому.
Плохо это или хорошо, но наше общество обратилось к истории, и уже воскресли многие имена, которые оставили заметный след в его развитии. 
Поэтому мы решили вновь вспомнить имя народного героя – Нияз батыра.
Из энциклопедии «Караганда. Карагандинская область»:
НИЯЗ  БАРКЫУЛЫ (около 1689–1775 гг.), батыр, один из полководцев хана Абылая, участник сражений при Сарысу (1728 г.), Аныракае (1729 г.). По указанию Абылай хана был назначен правителем Ташкента. Правил более 20 лет. Похоронен в Туркестане. В поселке Атасу Жанааркинского района его именем названа улица.
Слово «батыр» распространено в казахском фольклоре и быту, а на сказаниях о них построен весь казахский народный эпос. Происхождение социального института «батырства» связано, прежде всего, с такими личными качествами человека как доблесть, храбрость, смелость. Надо отметить, что само слово «батыр», «бахидур», «багатур» имеет тюрко-монгольское происхождение, а в XIVвеке это слово пришло в русский язык.
Батыр – не только титул храбреца, он еще и обозначает категорию лиц из числа профессиональных военных. Поэтому широкое бытование слова «батыр» в казахских степях во многом объясняется большой значимостью войн в истории становления казахской государственности. Часто народу приходилось с оружием в руках отстаивать независимость, защищать границы.
История народа во все времена писалась и воспринималась в прямой связи с именами и делами правителей – царей и ханов, с героическими подвигами батыров. Поэтому имена их мы должны знать.
Из книги Аршабекова Т., Жумабекова Ж. «Сарыарқа қазақтары» вы можете узнать о Ниязе интересные факты. Так, например, о том, что именно Нияз из рода Сайдалы освободил из плена Абылая, а также о его поединках с калмыками. Согласно истории в то время многие вопросы и проблемы решались в поединках, и однажды победивший в поединке калмыка Нияз сказал ему: «Передай своему хану, что победил тебя 63-летний Нияз».
Имя Нияза упоминаются в различных источниках с 18 века. Из дневника русского генерала Урусова: «Потом пошли в кибитку и идучи с генерал- лейтенантом вступил в речь киргиз-кайсацкой Средней орды знатнейший старшина Нияз батыр, о котором известно, что он во время Шемяки хана (Самеке хан) в Туркестане великую силу имел, а по смерти его Туркестаном управлял и Аубулмамбет хана на ханство утвердил. Оной Нияз присмотре по азиатскому обыкновению весьма неглупым человеком и примечено, что он пред всеми старшинами большого преимущества требовал».
О его тесных взаимоотношениях с Абульмамбет ханом свидетельствуют русские источники. Из сообщения Оренбургского генерал- губернатора И.Неплюева: «Абульмамбет хан…по много имевшиемся секретным советом с бывшими при нем зюнгарскими посланцами и с некоторыми киргизскими старшинами, а напаче с Ниас батыром, Давлет баем, да Шамратом, которое и напредь сего лежащих около Ташкента городов дань обривали, отправил ко одному зюнгарскому меньшего сына своего Абульфейза с помянутым старшиною Нияс батыром, про которого сказывают, что он паче всех его ханским духом владеет…»
Но главная его заслуга в том, что он многие годы удерживал мир и спокойствие между народами, калмыки во время  его правления  сдерживали обещание о ненападении. Исторические сведения говорят о его большом вкладе в борьбе за свободу и независимость  казахского народа. Здесь же говорится, что именем батыра названа гора, находящаяся в пределах Карагандинской области.
В настоящее время мы относимся с особым уважением к своим батырам, ставшим щитом страны, и в дань памяти хотим увековечить их имена. Неслучайно в последнее время ведется работа по переименованию улиц поселка, одну из которых  хотят назвать именем Нияз батыра.  
                                                                      Митина О. Шакирбекова Н, отдел обслуживания ЦРБ






                       
               Потомкам в наследство

Река времени течет непрерывно, оставляя в памяти людей какие-то  имена и события, а какие-то бесследно стирая. С именем  «Сабыр кожа»  у моих односельчан связано в первую очередь  название реки, которая протекает через  село  Николаевка   и затем  уже его могилой  на сопке, возвышающейся над селом. Время уже почти разрушило этот старый мазар.  В знак уважения  к  Сабыр коже, руководители ТОО «Союз Алем kz», находящегося в нашем округе,   огородили могилу и поставили там памятный  камень  с  его именем. Уже, к сожалению, никто  не помнит подробностей  жизни этого человека, известно лишь   то,  что Сабыр кожа был  баем и уважаемым человеком ,  а  на месте бывшего животноводческого комплекса находилось  его поселение . В нашем селе и до сих пор живут его потомки, гордящиеся своим предком, в честь которого  названа была не только река , но и  овощеводческое отделение, располагавшееся  недалеко от плотины.  Старого поселения  уже нет, но память о том, что там жили люди,  умеющие выращивать  большие урожаи различных  овощей для нужд хозяйства,  осталась. Память - это то, что остается с людьми навсегда.  В частности  память о том, что многие наши односельчане отдали жизнь  и участвовали в освобождении нашей страны и всего мира от фашизма, объединила николаевцев,  в идее  поставить памятный знак в честь всех наших земляков,  ковавших победу в тылу и стоявших насмерть с врагом на поле брани.  Почти все жители села на сходе  откликнулись на призыв инициативной группы во главе с акимом округа Поповой Н.В. установить памятный знак участникам войны и труженикам тыла. В осуществлении  этой идеи приняли участие  не только жители сел округа, но и  бывшие жители села, проживающие  сейчас   вдалеке от нас, но болеющие душой за свое родное село.  В Николаевке никогда не было памятника воинам –освободителям.  Обелиск с именами не вернувшихся с войны земляков есть только в одном селе нашего округа – Комсомольском. Обелиск находится на территории основной школы и    школьники  бережно ухаживают за ним . Жители центральной  усадьбы  митинг в честь  Дня  Победы обычно проводили  у памятника В.И.Ленину, установленного  в парке на центральной усадьбе в 1969 году.  Здесь собирались ветераны войны, проживающие на территории нашего округа и  жители всего округа .Ученики средней школы поздравляли ветеранов со славным днем, возлагали цветы ,односельчане присоединялись к поздравлениям  , но это было до 90-х гг. Наступили новые времена  и жителям нашего села  негде  было  отдать  дань уважения воинам – победителям, возложить цветы, наверное, поэтому идея об установке памятного знака в центре села у Дома культуры, была одобрена  большинством наших  жителей. Свыше ста семей откликнулись на этот призыв. Самый большой вклад в сумме 80 тысяч тенге  внесла семья Корабельченко, хотя сейчас они  проживают в г. Экибастузе. Валентина Семеновна уроженка нашего села, дочь ветерана войны, парторга совхоза Лезного Семена Евменовича и труженицы тыла Лезной Варвары Михайловны. А  Валерий Николаевич приехал к нам в село после службы в рядах советской армии. Здесь они создали свою крепкую  семью.  Корабельченко В.Н. много лет проработал водителем в автопарке совхоза «Восход», был передовиком производства и  за свой труд  был  неоднократно награжден грамотами.  За месяц инициативная группа собрала свыше 700 тысяч тенге , которые были потрачены на памятный знак и благоустройство площадки , на котором он установлен.  Большой вклад в общее дело внесли  внесли руководители крестьянских хозяйств нашего округа – это Лущак П.В, Шалабаев К, Лигостаев В.А.-, Судариков А.Г. , С. Садиров. Помимо денежного вклада  главы крестьянских хозяйств Лигостаева В.А., Сударикова А.Г., Кажкеева А.Г., предоставляли кто  строительный материал  , кто технику и своих рабочих для установки памятного знака. Я, как член инициативной группы, выражаю  большую благодарность всем людям, которые помогли воплотить идею в жизнь. Ведь это нужно  не только нам, ныне живущим, но и нашим потомкам, которые непременно должны знать и помнить свою историю.


                                                                     Завистовская Н.В., библиотекарь с. Николаевка

Комментариев нет:

Отправить комментарий